1

вторник, 6 мая 2014 г.

Альберт Лиханов "Мой генерал"

Завтра в нашем классе будет проходить литературная викторина по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"
Эта книга не оставила меня равнодушной! И вот почему. Я из семьи потомственных военных. Мой папа закончил свою службу в звании подполковника, а дедушка майора. Сейчас дедушка живет в Казахстане в городе Алма- Ата. Он очень интересный собеседник, с дедушкой никогда не скучно. Он много читает, очень хорошо играет в шахматы, знает столько всего интересного.
  Оба моих прадеда воевали. Мамин дедушка, его звали Гриша, был тяжело ранен и после госпиталя демобилизован.
Мама рассказывала, что он был очень весёлым человеком. Всегда  шутил. Знал множество стихов на русском, своем родном белорусском языке и на латыни. Внуки всегда с большим удовольствием слушали его рассказы. Но о войне дедушка не любил говорить, наверное это было очень тяжело. Только какие-то смешные случаи и моменты.
   Папин дедушка, его звали Ильяс, начал свой военный путь еще во время Советско-Финской войны. Участвовал во взятии линии Маннергейма, затем во время Великой Отечественной войны при взятии Перекопа в Крыму был ранен и попал в плен. Вместе с товарищем бежал и опять вернулся на фронт. Папа рассказывал, что дед был строгим, но справедливым. Его уважали и большие, и маленькие. Прадедушка вырастил и воспитал шестерых детей, четырнадцать внуков и десять правнуков. Его не стало 5 лет назад.Он прожил 95 лет.
 Именно поэтому книга А. Лиханова очень мне близка. В ней нет войны, описывается мирное время. Но эхо тех страшных событий слышится спустя 30 лет.
  Отставной генерал-лейтенант приезжает в гости к сыну. Дело происходит в сибирском поселке, где папа главного героя Антошки Рыбакова трудится на строительстве ГЭС. И у мальчика начинается совсем другая жизнь, потому что в ней появляется совсем незнакомый родной человек. Прошедший всю войну дед, конечно скучает по своей службе, но сейчас он торопится наверстать упущенное время, которое он провел вдалеке от своего внука. 
"И вот я сижу рядом с дедом и разглядываю его. Он теперь в парадном мундире - я заставил надеть. На каждом погоне по две звезды. На груди ордена - вот тут их сколько!...
    - ...Я стреляю хорошо.
    - Из ружья?-спрашиваю я обрадованно.
    - Из карабина, из пистолета, из автомата.
    - Меня научишь?-прошу я.
    - Научу, если оружие достанем. Пахать умею. Плотничать немного. Плавать... Всему научу, - говорит он и опять треплет мои волосы, -  всему, что сам умею..."
    И это время, проведенное с дедом, полностью меняет мальчика Антошку. Он взрослеет. Начинает понимать, что такое честь, что в людях надо видеть хорошее, уметь думать и рассуждать.
     Неделя каникул, проведенная с генералом в путешествии, оказывается для Антона II (так его называет отец, потому что мальчик назван в честь деда) очень интересной и незабываемой. Мальчик решает стать военным, как его дед, как друзья деда.
    Генерал Рыбаков добрый, мудрый, ответственный. Для Антона он особенный. "Мой генерал", - называет его мальчик. Он гордится тем, что у него такой замечательный дед.
    Как обидно, до слёз, что в конце этой книги дедушка умирает. Он, наверное, мог бы ещё многому научить своего внука. Эта дружба теплая и настоящая навсегда останется в сердце  Антона Рыбакова.
"Мы похоронили его на горе.
На самой вершине отвесной скалы, откуда видно далеко вокруг...
Меня зовут Антошка, вы знаете.
Меня назвали так в честь деда, и это значит, что дедушка всегда со мной. Мой генерал всегда рядом..."
     Эту книгу автор посвятил всем, от генерала до рядового. Всем солдатам той страшной войны, которым мы обязаны мирным небом, зеленой травой и всем, что называется жизнь.
     Обязательно прочитайте эту книгу всей семьёй!
      Спасибо маме за помощь в написании этого отзыва. 
Эльвира Велиляева

             
                

4 комментария:

  1. Очень хороший отзыв. Трогает до глубины души.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, это потрясающая книга. Меня ею наградили в 1978 году и до сих пор она в моей библиотеке.

    ОтветитьУдалить
  3. Эль, привет, давно не "виделись" - много всего прочиталось у обоих: я тоже твои отзывы читал, но писать не всегда успеваю. Вот и тебе в "лапки" попался "Дневник фокса Микки" - в начале проекта мне тоже понравилась эта смешная книжка. Спасибо тебе и за отзыв о романе "Маракотова бездна" - обязательно тоже его прочитаю.
    И конечно, у тебя получился классный рассказ о твоей семье и дедушках и о романе Альберта Анатольевича, жаль только, что в книге "Мой генерал" теперь не осталось интриги :))

    ОтветитьУдалить
  4. Эля, спасибо за интересную рецензию, обязательно спрошу книгу в нашей библиотеке, вдруг и Андрею понравится.

    ОтветитьУдалить

МНЕНИЕ ДРУЗЕЙ ВСЕГДА ПОЛЕЗНО, ПОЛУЧАТЬ КОММЕНТАРИИ ВСЕГДА ПРИЯТНО!